Ваш род занятий?

Топ-менеджер
Руководитель
Специалист среднего звена
Студент
Служащий
Безработный
Владелец крупного бизнеса
Владелец среднего бизнеса
Владелец малого бизнеса
Рабочий
Пенсионер
Домохозяйка
Фрилансер
Специалист узкого профиля

Дорогостоящие ошибки, которые совершают стартаперы

Как и любому начинающему предпринимателю Родни Нельсону понадобился хороший web-сайт. Вместе со своим братом Мигелем он организовал компанию Woolly Pocket по продаже дизайнерских экологичных настенных кашпо для цветов через интернет-магазин. Но тут возникли проблемы. «Наш первый сайт не соответствовал стандартным требованиям удобных web-сайтов, – вспоминает Нельсон, который работает одновременно бизнес-консультантом в компании Phoenix. – Это был сайт с неудобной навигацией, клиент должен был прокрутить весь перечень продукции до конца и затем перейти на следующую страницу, чтобы найти кнопку «Купить сейчас».

Братья обратились к другому разработчику, но второй сайт их интернет-магазина тоже работал неудовлетворительно, к тому же было сложно получить оперативную техническую поддержку разработчика. «Мы заплатили порядка $ 7 тыс., но были вынуждены переделать сайт, на это понадобилось месяцев шесть, – говорит Нельсон. – Второй сайт обошёлся нам в $ 15 тыс. Он был существенно лучше, но мы не были в восторге от него. Год спустя мы обратились в третью компанию, но и она оказалась не последней. В итоге, за полтора года мы сделали четыре сайта, прежде чем получили тот, который устроил нас».

Это может быть не web-сайт, а что-нибудь другое, но в конечном итоге оно будет стоить вам дорого – закон Мёрфи для стартапов. Существует бесконечное количество моментов, на которые придётся потратить деньги, все их предусмотреть невозможно. Но несколько распространённых дорогостоящих ошибок могут потопить начинающий бизнес. Предлагаем вам шесть подводных камней, на которые следует обратить внимание, а возможно даже проконсультироваться со специалистами о том, как не напороться на них.

Дорогая ошибка №1: Неправильная команда

Билл Олет, управляющий директор компании Martin Trust Center для MIT Entrepreneurship, автор книги «Рациональное предпринимательство» считает, что неудачно подобранная команда – это серьёзная и дорогостоящая ошибка, которую может совершить предприниматель, в результате которой будут не только потеряны доходы и время, но и снижен боевой дух коллектива. «Выбор, кого принять на работу, с кем поднимать стартап – это как играть в баскетбол в школьном дворе: вы можете позвать друзей и играть для них, но если вы хотите выигрывать и участвовать в соревнованиях, вы должны тщательно подобрать команду», – объясняет он.

Очень важно собрать людей с разнообразными навыками. «Так же, как в большом спорте, они должны быть объединены общими идеями и доверять друг другу в сложных ситуациях, – объясняет Оли. – Именно поэтому опыт работы с компаньонами и подчинёнными в стрессовых ситуациях на этапе становления компании гораздо важнее, чем дружеские отношения».

Дорогая ошибка №2: Нереальные цены

«Моя самая большая ошибка в моём первом бизнесе – компании по продаже сумок – была в ценообразовании», – говорит Сара Шоу, генеральный директор консалтинговой фирмы Entreprenette, Дуранго, штат Колорадо. Это самая распространённая ошибка большинства производителей продукции.

«Я не понимала, что при производстве любого вида одежды или аксессуаров, нужно брать в расчет площадь всей ткани, в том числе и неиспользованной», – объясняет Шоу. Без правильного понимания своих расходов, она не могла соответственно рассчитать стоимость продукции. «Я думала, что нужно себестоимость умножить на два, но это оказалось не так, – говорит она. – Розничная стоимость продукции в 2,5 раза выше оптовой, и включает в себя расходы на маркетинг, оплату аренды шоу-румов и всё остальные расходы».

К концу второго года в бизнесе Сара Шоу вложила в свою компанию более $ 100 тыс. собственных денег. Благодаря своему упорству и шумихе, поднятой в СМИ (знаменитости полюбили ее сумки), она в конечном итоге достигла уровня годового дохода в $ 1 млн, чем привлекла инвесторов. Но она не могла справиться с падением экономики после 11 сентября 2001 года и закрыла свой бизнес в 2002-м.

Как и Сара Шоу, Тобин Бут, генеральный директор компании Blue Oak Energy дорого заплатил за ошибку в ценообразовании. Это произошло в 2010 году, когда его компания по разработке и производству солнечных фотоэлементов, основанная в Калифорнии, подписала контракт на установку солнечных батарей для розничной сети магазинов в восьми штатах. «У нас совершенно не было опыта для того уровня сложности, и это в условиях очень высокой конкуренции на рынке, – рассказывает он. – Мы не знали особенностей налоговой системы и трудового законодательства во всех этих штатах. К тому же негативную роль сыграли задержки из-за плохой погоды и несвоевременных поставок».

Незапланированные задержки привели к расходам за хранение солнечных батарей, в результате чего компания потеряла около $ 500 тыс. в 2011 году. Бутс говорит, что этот просчет стал худшим опытом, который он получил как владелец бизнеса. Но были в этом и некоторые положительные моменты: «Недаром ведь говорится: худший опыт – лучший учитель».

Дорогая ошибка №3: Не стремитесь к идеалу

Когда у вас есть убойная идея, совершенно естественно хотеть показать её миру в идеально выполненном состоянии. Но любому понятно, что чем дольше вы откладываете выпуск продукта, тем дольше вы не получаете доход. «Это распространённая ошибка, особенно для людей технического склада мышления, – говорит Дрю Уильямс, соавтор книги Feed the Startup Beast. – Многие программисты, разработав новое приложение, не выпускают его, пока не доведут до совершенства, но это отнимает слишком много времени и слишком много денег». К тому же, эта ошибка, скорее всего, лишит вас «подъёмных» – денег, которые будут вам нужны для поддержки, когда вы представите свой продукт на рынке, как только он будет готов, в поисках заказчиков.

«Вы должны придумать простейшую, базовую версию своего продукта, которая будет отражать саму идею, и попытаться найти тех, кому её можно продать, – говорит Уильямс. – Найдите одного-двух клиентов, которые будут готовы сделать пилотный выпуск, а вы сможете протестировать и дополнить его. Неизбежно, этот продукт будет отличаться от того, что вы ожидаете, но вы сможете создать более качественный продукт менее затратным способом».

Дорогая ошибка №4: Несоблюдение технологии

Мари Жюттен неплохо разбиралась в программировании, когда открыла компанию по разработке программного обеспечения и защите интеллектуальной собственности физических и юридических лиц Traklight. Но она не знала всех нюансов. «Я понимала, как представить возможности наших программ на рынке, но я ничего не знала о кодировании программного обеспечения и веб-программировании», – говорит Жюттен, бухгалтер высшей категории из Канады.

Она полагалась на компаньона, который разбирался в этом вопросе, но когда их сотрудничество закончилось, ей стало сложно. «Это было моей самой большой ошибкой: я занималась поиском выгодных сделок, но не стала изучать языки программирования или нанимать сотрудника, знающего их».

Команда, которая занималась созданием программного обеспечения Traklight, говорила ей, что оно «не может» быть разработано только на одном языке программирования и должно быть разработано ещё и на другом. «Если бы кто-нибудь из тех, кто разработал мой сайт, сказал мне, что нужно использовать один цвет вместо другого, я бы задала 17 вопросов о том, как и почему, – говорит Жюттен. – Но тут я не задавала вопросов, потому что это касалось технологии».

Четырёхмесячный срок разработки программного обеспечения растянулся на восемь, а затем и на девять месяцев. «Если бы мы делали всё по технологии, наш продукт появился бы вовремя на рынке, – говорит она. – И ещё, предприниматели, которые не разбираются в технологии производства своей продукции, должны обязательно этому научиться».

В конце концов, Жюттен разобралась. И советует другим предпринимателям, особенно запускающим стартап, следовать её примеру.

Дорогая ошибка №5: Экономия на юристах

Возможно, Бутсу из компании Blue Oak Energy следовало бы пересмотреть цены на тот крупный заказ из разных штатов, но ещё он сожалеет и о том, что поскупился на оплату юридических услуг на начальном этапе развития своей компании. «Если бы я мог вернуть время назад, я бы заплатил несколько тысяч долларов адвокату, чтобы он составил надлежащий контракт, – говорит он. – Но, к сожалению, у меня не было адвоката, который бы разбирался в моём бизнесе».

Несколько первых клиентов просто не заплатили ему, и Бутс был вынужден передать дела в коллекторское агентство. «Я узнал, что в договоре было несколько пунктов, в соответствии с которыми я не имел права получать оплату за услуги адвокатов», – говорит Бутс, чья компания на сегодняшний день имеет почти $ 20 млн годового дохода.

Шоу, между тем, не зная того, подписала контракт, который давал её компании по производству сумок торговую марку с её именем, поэтому, когда пришли инвесторы, её имя стало принадлежать им. «Теперь я не могу использовать своё имя в бизнесе, – сожалеет она. – Жаль, что в своё время я не наняла адвоката, чтобы он вёл мои дела».

Дорогая ошибка №6: Экономия на маркетинге

«Многие предприниматели думают, что кто-то другой должен продавать их товары и услуги, но не они сами, потому что так правильно», – говорит Уильямс. Существует миф о том, что через социальные сети можно привлечь клиентов практически бесплатно. «Но социальные сети не бесплатны, – рассказывает он. – Чтобы это работало, придётся потратить невероятное количество времени, возможно, от полугода до года, прежде чем вы получите хоть какую-то отдачу. А это не так быстро».

Если вы не знаете, какую сумму нужно потратить на маркетинг, Уильямс советует рассчитывать на 10–20 % валового дохода. «Как только ваш бизнес станет более устойчивым, цифра может снизиться до 5–10 %. Для крупных проектов эта цифра составляет, как правило, 5 % или чуть меньше.

После запуска Traklight Жюттен обнаружила, что её сайт слабо индексируется поисковыми системами. «Никто не мог найти нас», – вспоминает она. Поэтому она решила инвестировать в программу входного маркетинга. «Начальный платёж был пугающим для небольшой компании, но нам не пришлось платить разработчикам за изменения на нашем сайте и они сделали рассылку по электронной почте», – объясняет Жюттен. Эта программа работает до сих пор. В апреле 2013 года на сайте Traklight было всего 100 посещений в месяц, а к концу года стало – 2,8 тыс.

Каковы потери Жюттен в период между ошибкой на этапе разработки программного обеспечения и началом инвестирования в программу входного маркетинга? «Если говорить о суммах, выброшенных на оплату бесполезных вещей – это были десятки тысяч долларов, – рассказывает она. – Если говорить о потерянном времени и не выпущенном вовремя продукте, – это сотни тысяч. Мы могли бы быть гораздо дальше к настоящему моменту».

В итоге лучший способ избежать дорогостоящих ошибок очевиден: экономить и тратить нужно с умом. «Внимательно ведите учёт своих расходов, – советует Уильямс, – используйте всё, что возможно, чтобы обеспечить себе как можно более длинную «полосу для разбега». Она вам понадобится». 

2014-05-08, Деловая среда.


Ключевые слова: бизнес, стартапы, советы

08.05.2014
7 советов стартапам: как с пользой тратить деньги
08.05.2014
Дорогостоящие ошибки, которые совершают стартаперы
07.05.2014
Index Ventures вновь инвестировал в сервис для аренды автомобилей
06.05.2014
Типология стартапов. Взгляд со стороны циничного инвестора
06.05.2014
Phenomen Ventures поверил в частное кредитование
30.04.2014
Задача на миллиард: 10 проблем человечества, на решении которых можно озолотиться
30.04.2014
Стартап, создавший безграничное облако, получил $ 875 тыс. инвестиций
30.04.2014
Калининградцы получили три миллиона за «тревожные» часы
30.04.2014
Кластер информационных технологий – для бизнеса или распила?
29.04.2014
6 привлекательных для бизнеса стран, о которых вы не думали
29.04.2014
Стартаперско-инвесторский разговорник: Что скрывается за громкими заявлениями стартаперов
29.04.2014
Российский стартап рассчитает цену ошибки в коде сайта
28.04.2014
Российские ИТ-стартапы: как построить успешный бизнес мирового масштаба
28.04.2014
НАИРИТ и телепрограмма «Галилео» объявляют конкурс стартапов
25.04.2014
Подсказка от робота: российский стартап запускает продажи голосового интерактивного помощника

Оставьте комментарий к статье
Автор комментария
Введите контрольные цифрыВведите контрольные цифры

Это интересно
Социальные сети

 Инвестиции. Инновации. Бизнес. Помогаем зажечь звезды.

 Инвестиции. Инновации. Бизнес.

 МЫ
ВКОНТАКТЕ
 МЫ В LIVEJOURNAL
Смотрите также: