Ваш род занятий?

Топ-менеджер
Руководитель
Специалист среднего звена
Студент
Служащий
Безработный
Владелец крупного бизнеса
Владелец среднего бизнеса
Владелец малого бизнеса
Рабочий
Пенсионер
Домохозяйка
Фрилансер
Специалист узкого профиля

Миллиарды на здоровье

Одним из самых многообещающих направлений для стартапов становится digital health — новый рынок, который объединяет возможности ИТ и медицины. По оценкам экспертов, американские компании, работающие в этой области, привлекли по итогам 2013 года почти $ 2 млрд венчурных инвестиций. «Секрет фирмы» выяснил, на чём зарабатывают лидеры и восходящие звезды digital health.

Докхантер

Компания: ZocDoc

Заметные инвесторы: Джеф Безос, Goldman Sachs, DST Global и другие

Объём инвестиций: $ 95 млн

Бизнес-модель: подписка за услуги

Основателю и CEO ZocDoc Сайрусу Массуми идея сервиса онлайн-записи к врачу пришла после того, как он испытал адские боли в ухе во время авиаперелёта. Приземлившись в аэропорту, Массуми попробовал записаться к лору через сайт своей страховой компании, но столкнулся с проблемами. «Большинство указанных телефонных номеров оказались неверными. А я был не в родном городе, поэтому понятия не имел, к какому врачу записываюсь. Передо мной просто был список фамилий в алфавитном порядке», — вспоминает он.

Так Массуми понял, что не хватает сервиса, который позволял бы быстро находить нужного врача онлайн, узнавать о его практике и читать отзывы пациентов. ZocDoc был запущен в 2007 году и стал одним из самых успешных проектов в области digital health. Ежемесячно сервисом пользуются 5 млн пациентов из 2 тыс. городов США. К концу 2014-го ZocDoc планирует подключить к своему сервису все штаты США. Зарабатывает ZocDoc на подписке ($ 300 в месяц), которую оплачивают врачи за возможность присутствовать на сайте и записывать пациентов на приём. Инвесторы у Массуми звёздные: в их числе Джеф Безос, Goldman Sachs и DST Global Юрия Мильнера. Несмотря на $ 95 млн инвестиций и оценку компании в $ 700 млн, Массуми считает, что его сервис всё ещё стартап и у него огромный потенциал.

Цукерберг в таблетках

Компания: Proteus Digital Health

Заметные инвесторы: Oracle, Novartis

Объём инвестиций: $ 87 млн

Бизнес-модель: продажа ПО и сенсорных датчиков

«Производители медицинских приборов сидят в небольших офисах и не очень богаты, зато у них есть компьютеры и софт, которые собирают важную информацию о состоянии пациентов. У фармацевтических гигантов огромные бюджеты, но умных приборов в их офисах нет. Мы придумали, как объединить эти два типа компаний ради общей пользы», — говорит CEO и сооснователь Proteus Digital Health Эндрю Томпсон. Его компания разработала крохотный сенсор, способный из желудка человека передавать сигналы прикрепляемому на тело пластырю со встроенным датчиком. Датчик измеряет пульс человека и его активность и передаёт полученную информацию на смартфон или планшет со специальным ПО. Идей, как использовать датчик, «умный» пластырь и ПО, у Proteus Digital Health много: исследования эффективности медпрепаратов, контроль за их приёмом, удалённый мониторинг состояния пациента его близкими или врачом.

Федеральная комиссия США по продуктам и лекарствам уже одобрила применение сенсора. Сейчас Proteus ведёт переговоры с потенциальными партнёрами. «Мы хотим создать на основе наших решений платформу, которая стала бы для медицинских компаний тем же, чем Facebook для интернета», — признаётся Томпсон. Пока сенсоры только фиксируют попадание лекарств в организм, но CEO Proteus хочет предложить фармкомпаниям внедрять их во все лекарственные препараты. Томпсон уверяет, что это позволит лучше контролировать действие лекарств на болезни и человека. Звучит амбициозно, но инвесторам идея, кажется, понравилась. В 2013-м компания получила $ 60 млн инвестиций от Oracle и фармкомпании Novartis.

Записи на $ 155 млн

Компания: Practice Fusion

Заметные инвесторы: Qualcomm Ventures, Kleiner Perkins Caufield & Byers

Объём инвестиций: $ 155 млн

Бизнес-модель: продажа рекламы и данных пользователей

В 2013 году платформа электронного документооборота для медучреждений Practice Fusion получила $ 85 млн от пула инвесторов. Их интерес объясним: с 2010 года, когда президент США Барак Обама объявил о реформировании здравоохранения в США, Practice Fusion растёт как на дрожжах. Сегодня платформа объединяет более 100 тыс. медработников и 75 млн пациентов. Practice Fusion бесплатна и этим привлекает владельцев клиник, позволяя отказаться от бумажного документооборота и сэкономить на внедрении дорогостоящих электронных систем учёта. Зарабатывает Practice Fusion на продаже рекламы, контактов врачей (с их согласия) и обезличенных данных пациентов лабораториям, фармацевтическим и страховым компаниям.

По словам сооснователя и CEO Practice Fusion Райана Говарда, выручка компании составляет десятки миллионов долларов в год. На волне успеха компания приняла решение запустить сервис Patient Fusion — аналог ZocDoc, позволяющий выбирать врача и записываться к нему на приём. Американские СМИ называют Practice Fusion одной из самых быстрорастущих компаний digital health и пророчат ей скорое IPO. Райан Говард с этой идеей соглашается: «Мы думаем, что наша бизнес-модель — одна из самых жизнеспособных на рынке. Скоро мы будем готовы выйти на IPO».

Чуткий смартфон

Компания: AliveCor

Заметные инвесторы: Qualcomm Ventures, Khosla Ventures

Объём инвестиций: $13,5 млн

Бизнес-модель: продажа гаджетов

Мобильный кардиомонитор, разработанный стартапом AliveCor, представляет собой чехол для iPhone 5, Samsung Galaxy S3 или HTC One с двумя электродами. Электроды считывают пульс с пальцев пользователя и при помощи специального приложения из App Store или Google Play преобразуют их в кардиограмму. AliveCor запустил производство кардиомонитора для смартфонов в конце 2012 года, но лишь в 2014-м получил разрешение от FDA на то, чтобы продавать его всем желающим, а не только по предписанию врача. Цена устройства по предзаказу — $ 199. 

В феврале 2014 года AliveCor удалось договориться о сотрудничестве с платформой электронных записей Practice Fusion, которой пользуются больше 100 тыс. врачей и 75 млн пациентов. AliveCor предложит пользователям Practice Fusion контракт (от $ 7,5 за месяц) на использование кардиомониторов и приложения. Если предложением от AliveCor заинтересуются хотя бы 10 % аудитории Practice Fusion, AliveCor сможет зарабатывать сотни миллионов долларов ежегодно.

Лор в iPhone

Компания: CellScope

Заметные инвесторы: Khosla Ventures

Объём инвестиций: $ 1 млн

Бизнес-модель: продажа гаджетов

Основатели стартапа CellScope Эрик Дуглас и Эми Шенг познакомились в лаборатории Университета Беркли, где под началом биоинженера Дена Флетчера с 2009 года работали над созданием мобильных микроскопов. Проект, спонсируемый фондом Билла Гейтса, Microsoft, Vodafone и Intel, натолкнул их на мысль об открытии компании по созданию приложений и медицинских устройств для смартфонов.

Первое такое устройство — CellScope Oto, состоящее из чехла и прикрепляемого к нему отоскопа (прибора, широко используемого в отоларингологии) для iPhone 5. Дуглас и Шенг планируют выпустить его уже в 2014-м после тестов, о которых они договорились с врачами. CellScope Oto позволит проводить исследования ушей в клинических и в домашних условиях, делать снимки и отправлять их лору через мобильное приложение. Небольшие по американским меркам инвестиции $ 1 млн на запуск стартапа основатели CellScope нашли в инкубаторе Rock Health и фонде Khosla Ventures. Если эксперимент с Oto пройдёт удачно, основатели CellScope намерены продолжить разработки, объединяющие возможности смартфона и медицинских приборов.

Российская клюшка

Успехи российских стартаперов в области digital health на фоне достижений американцев выглядят скромно. «Медицинские проекты требуют долгой и стабильной работы компаний и инвесторов. Но инвестиционный климат в России оставляет желать лучшего. США были и остаются в лидирующем положении», — объясняет венчурный партнёр фонда Bright Capital Илья Павлов. Bright Capital уже дважды инвестировал ($ 1 млн летом 2012 года и $ 3 млн весной 2014-го) в проект «Доктор на работе». Его сооснователь и CEO Станислав Сажин говорит, что создал вместе со своим партнёром Андреем Перфильевым «Facebook для врачей», где они могут обмениваться опытом и обсуждать профессиональные вопросы. Сегодня социальная сеть объединяет более 200 тыс. пользователей в России и ближнем зарубежье. «Все они дипломированные специалисты с высшим медицинским образованием. При регистрации мы проверяем дипломы или звоним по месту работы», — уверяет Сажин. Зарабатывает «Доктор на работе» на рекламе медицинских препаратов. По словам Сажина, стартап заключил договоры с 13 из 20 крупнейших в мире фармкомпаний. Выручка соцсети за 2013 год составила $ 1,5 млн, чистая прибыль — $ 500 тыс.

Российский аналог Practice Fusion, «облачный» сервис электронного документооборота Medesk, созданный Владимиром Ковальским и Дмитрием Лазуткиным, по итогам 2013 года принес только $ 300 тыс. выручки. Medesk зарабатывает на продаже сервиса клиникам. Сейчас им пользуются около 1 тыс. врачей в 25 клиниках, обслуживающих примерно 100 тыс. пациентов. По итогам 2014 года Ковальский и Лазуткин намерены увеличить число подключённых пользователей и довести выручку до $ 900 тыс. Чтобы ускорить приток новой аудитории, они собираются привлечь инвестиции.

Автоматизированная онлайн-система слежения за состоянием больных сахарным диабетом «НормаСахар» за два года работы привлекла около $ 1 млн инвестиций, но пока развивается медленно. По словам CEO «НормаСахара » Александра Подгребельного, сейчас у сервиса 7,5 тыс. зарегистрированных пользователей и 44 врача-эндокринолога, дающих онлайн-консультации. Выручку проекта он не раскрывает. Подгребельный считает, что у проекта большое будущее: «Мы набрали первоначальную аудиторию и постепенно растём. Но самое важное — «НормаСахар» де-факто стал стандартом для наблюдения и лечения больных сахарным диабетом в нескольких крупных российских государственных медцентрах». По его мнению, взаимодействие с госклиниками позволит «НормаСахар» быстрее нарастить аудиторию. Потенциальные пользователи сервиса, по подсчётам Подгребельного, — не менее 1 млн больных россиян.

Чтобы добиться успеха в сфере digital health в России, нужно занимать выгодные ниши и ждать. «Сейчас приз за успешный старт в США куда выше, чем где бы то ни было, но там выше и конкуренция. У нас же есть шанс запустить много чего, потому что конкурентов единицы», — говорит Сажин. По мнению инвестора «НормаСахара» Аркадия Морейниса, digital health-стартапы в мире и в России развиваются дольше, чем прочие. «Их развитие можно описать графиком «хоккейная клюшка»: сначала линия поднимается очень медленно, затем проходит изгиб, а потом она стремительно идёт вверх. В США взлёт произошёл, в России ещё нет, — объясняет Морейнис. — Через несколько лет стартапы станут популярными и начнут хорошо зарабатывать».

Помощь Обамы

Инициатива президента США Барака Обамы по реформированию системы здравоохранения (так называемая Obamacare) помогла не только малообеспеченным слоям американского населения, но и медицинским стартапам. С 2010 года, когда Конгресс одобрил реформу, бизнес-ангелы, венчурные фонды и крупные медицинские учреждения стали чаще проявлять заинтересованность проектами на стыке ИТ и медицины. Возросший спрос на стартапы в области digital health связан с тем, что они позволяют снижать затраты и оптимизировать предоставляемые услуги для пациентов. 

Так, статистика инвестиций в медицинские стартапы в США показывает, что в 2011 году объём вложений составил $ 0,75 млн, в 2012-м – $ 1,4 млн, а в 2013-м – уже $ 1,97 млн. Чаще всего инвестиции в США в 2013 году получали медицинские стартапы в следующих направлениях:

  • сервисы электронного документооборота – $ 245 млн;
  • аналитические инструменты big data для медицины – $ 161;
  • медицинские приборы и софт – $ 146 млн;
  • сенсорные устройства – $ 136 млн;
  • системы контроля за здоровьем населения – $ 126 млн;
  • сервисы по покупке медицинских услуг и страховок – $ 119 млн. 

2014-04-04, КоммерсантЪ. Секрет фирмы, Андрей Лапшин.


Ключевые слова: венчурные инвестиции, поддержка стартапов, инвестиции, медицина, США, стартапы, здоровье, ИТ, DST Global, цифровые технологии, Bright Capital, Qualcomm Ventures, Khosla Ventures

04.04.2014
9 правил краудфандинга от русской звезды Indiegogo
04.04.2014
Стоит ли уходить в стартап?
04.04.2014
Миллиарды на здоровье
04.04.2014
Киберимплантат спасает от сердечного приступа
04.04.2014
Фонд Промсвязьбанка инвестировал 17,4 млн в три офлайн-стартапа
04.04.2014
Mangrove Capital Partners инвестировала в израильскую компанию WalkMe
03.04.2014
Самые успешные венчурные капиталисты мира — 2014: рейтинг Forbes
03.04.2014
Flint Capital вложился в платформу «возврата покупателей»
03.04.2014
Andreessen Horowitz и Google Ventures вложились в разработчика программ для анализа данных
02.04.2014
Бизнес за гранью бытия: российские стартапы развивают технологии виртуальной реальности
02.04.2014
Фонд развития интернет-инициатив поддержал два стартапа из Дагестана
02.04.2014
Accel Partners вложился в производителя мобильных игр
02.04.2014
Россияне скупили активы одного из лидеров португальского ИТ-рынка
01.04.2014
Вся правда о жизненном цикле стартапов
01.04.2014
Анализируй это. 5 новых звёзд искусственного интеллекта

Оставьте комментарий к статье
Автор комментария
Введите контрольные цифрыВведите контрольные цифры

Это интересно
Социальные сети

 Инвестиции. Инновации. Бизнес. Помогаем зажечь звезды.

 Инвестиции. Инновации. Бизнес.

 МЫ
ВКОНТАКТЕ
 МЫ В LIVEJOURNAL
Смотрите также: