Ваш род занятий?

Топ-менеджер
Руководитель
Специалист среднего звена
Студент
Служащий
Безработный
Владелец крупного бизнеса
Владелец среднего бизнеса
Владелец малого бизнеса
Рабочий
Пенсионер
Домохозяйка
Фрилансер
Специалист узкого профиля

Бизнес за гранью бытия: российские стартапы развивают технологии виртуальной реальности

Социальная сеть Facebook сделала еще один шаг навстречу виртуальной реальности: в конце марта соцсеть купила компанию Oculus VR Inc. Сделка обошлась Facebook в $ 2 млрд. Возможно, это событие заставит российских венчурных инвесторов присмотреться к стартапам в сфере виртуального моделирования. РБК поговорила с отечественными проектами, которые уводят потребителей в виртуальные миры.

Вокруг света на диване

Проект AirPano создаёт сферические панорамы и видео 360° самых красивых точек планеты. Специалисты компании делают снимки с вертолётов, самолётов, дирижаблей, воздушных шаров и радиоуправляемых моделей. Полученные панорамы можно вертеть вокруг своей оси, приближать, одним кликом перемещаться на разную высоту и расстояние. По словам координатора проекта Сергея Семёнова, компания не преследует коммерческих целей. Гранты от государственных структур и контракты с печатными изданиями AirPano использует только для того, чтобы окупить поездки фотографов. Любой желающий может зайти на сайт проекта и бесплатно совершить виртуальный тур, выбирая более чем из 200 маршрутов.

На последнюю покупку Facebook в AirPano отреагировали удивлением: о повороте в судьбе недавнего партнёра AirPano не знал. «Не так давно мы работали на бартерной основе: предоставили ребятам из Oculus Rift свой контент для тестирования их виртуальных очков, а они нам — свои гаджеты», — рассказывает Семёнов. Самой компании AirPano подобных M&A-предложений пока не поступало.

На сайте представлены более 2 тыс. сферических панорам, среди которых Северный полюс, Антарктида, Марианская впадина, пирамиды майя в Мексике, Ниагарский водопад и т. д. Среди уникальных проектов AirPano — единственные «воздушные» снимки Кремля, Тадж-Махала, пирамиды Хеопса. Съёмки на Камчатке обошлись заказчикам в $ 80 тыс. и завершились созданием трёх приложений: «Медведи 360º», «Вулкан 360º» и «Гейзеры 360º». Версию для iPad можно скачать в AppStore бесплатно.

Отсутствие конкурентов в AirPano объясняют тем, что снимать мировые культурные и природные объекты с воздуха сложно и с технической, и с финансовой точки зрения. «Недавно AirPano завершила проект по съёмке Москвы с высоты птичьего полёта — самого масштабного виртуального тура в мире. Проект профинансировало Русское географическое общество», — рассказывает Сергей. С частными компаниями AirPano сотрудничает на условиях авторских отчислений: компания продаёт право на использование своих панорам. Среди крупных партнёров AirPano такие игроки, как Geo, National Geographic Россия, Der Spigel, The Times, New-Yorker, Microsoft (сферические снимки для проекта Bing), Samsung (для Smart TV).

В качестве потенциальных партнёров в AirPano рассматривают строительные компании и гостиничный бизнес. Первые часто размещают на своих сайтах вид с ещё не построенного 16-го этажа, вторые предлагают туристам оглядеть территорию отеля с высоты нескольких метров. По словам Семёнова, стоимость технической съёмки невелика: около 3 тыс. рублей с земли и порядка 50 тыс. рублей с воздуха. За творческие проекты (например, съёмку рекламы) заказчикам придётся отдать от $ 20 до 60 тыс.

По словам Сергея Семёнова, в сегменте сферических панорам с воздуха у AirPano нет достойных конкурентов. «Мы мировые лидеры как по техническому и художественному качеству панорам, так и в плане географии съёмок. Аналоги, конечно, есть, это те же Google Street View и 360 Cities. Но здесь речь идёт о съёмке панорам только с земли, к тому же довольно низкого качества», — считает Семёнов.

Прогулка по апартаментам

«То, что сейчас «панорамы» на сайтах называют виртуальной реальностью, грубая ошибка. Мы не перелетаем из точки в точку, прогуливаясь по кафе или музею», — говорит Антон Якубенко, сооснователь компании GeoCV. Его стартап выводит на рынок новую технологию создания фотореалистичных 3D-моделей зданий и жилых помещений. С помощью 3D-сканера GeoCV можно будет оцифровать комнату в 100 кв. м меньше чем через час, причём изображение окажется максимально детальным, с качественной текстурой и точным повторением форм предметов. Те, кто попадет в виртуальную комнату, смогут увидеть любой предмет с любого ракурса или «примерить» ремонт. Одновременно GeoCV позволит посмотреть на помещение сверху и, таким образом, перенести в виртуальную реальность план-схемы этажей в доме. Также посетитель виртуального помещения сможет оценить вид из окна.

Сейчас у GeoCV есть прототип нового сканера, который состоит из пяти 3D-сенсоров и зеркальной камеры. Первый образец обошёлся команде примерно в $ 2 тыс. Также GeoCV уже разработал собственный софт, который собирает данные со сканера в 3D-модель. Общую сумму вложений в стартап основатели не раскрывают.

Стартап ищет инвестиции в $ 500 тыс. на 15 месяцев жизни проекта, чтобы доработать технические характеристики сканера и алгоритмы, а затем дать протестировать свой продукт клиентам.

Свою технологию GeoCV планирует подавать риэлторам и сервисным компаниям, которые делают для них профессиональную фотосъёмку и «панорамы» квартир и офисов для сайтов. Розничная цена 3D-сенсора — $ 1 тыс. Также стартап работает над веб-сервисом, в который компания сможет загрузить фотографии и «карты глубины» со своих собственных сканеров и превратить их в 3D-модель. За такие услуги GeoCV возьмёт с клиентов $ 0,5—1 за каждый квадратный метр виртуального пространства. Впрочем, сеть продаж компания начнёт выстраивать лишь через год-два. Пилотные продажи стартуют лишь в 2015 году.

Стартапу придётся доказать эффективность своей технологии на крайне конкурентном рынке. Многие клиенты обращаются к дизайнерам, которые работают в популярных программах для ручного 3D-моделирования (вроде «3D Max»). За создание виртуальной модели несуществующего помещения или помещения с изменённым дизайном или расстановкой мебели специалисты берут не менее $ 5—10 за квадратный метр. GeoCV предложит эту опцию за $ 1—2 с метра.

Также за счёт дешевизны российская разработка сможет соперничать с лазерными сканерами. Они крепятся на штатив в центре комнаты, составляют «облако точек» и по информации о дальности каждой из них создают единую картинку. Например, стоимость лазерного сканера Faro Focus c диапазоном измерений в 20 м (компания на сайте позиционирует устройство как «самый дешёвый» при сохранении должного уровня точности моделирования 3D-сканер в своём сегменте) — почти $ 40 тыс.

На рынке есть дешёвые камеры для быстрой подготовки 3D-моделей интерьера, но их производители не обещают того же уровня качества моделей, что и при использовании лазерных сканеров. Такую быструю и дешёвую технологию 3D-сканирования предлагает, например, компания Matterport из Силиконовой долины.

Основатели GeoCV создают сканер по той же стоимости, что и американский стартап, но хотят приблизить точность моделей к уровню лазерных 3D-сканеров, насколько это может быть нужно риэлторам (с точностью в несколько сантиметров). Кстати, свою технологию стартап хочет предложить также архитекторам, страховым компаниям (для 3D-моделирования страховых случаев с недвижимостью) и даже криминалистам, которые смогут создать виртуальную копию места преступления.

Виртуальный soft

Магия виртуального мира, который создаёт компания Simmakers, состоит из двух ключевых элементов. С одной стороны, это программное обеспечение на основе 3D-графической обработки физических объектов, с другой — базы данных, с которыми эти разработки интегрируются.

«Объясняя сложную систему на пальцах, можно сказать, что мы отвечаем за перенос предметов, которые можно пощупать, в виртуальный мир. Наша задача — максимально реалистично и технически точно воспроизвести объекты реального мира в 3D-формате», — рассказывает Валерия Коваленко, заместитель директора по информационным технологиям компании Simmakers. Самыми успешными проектами в области виртуализации стали три разработки.

По заказу канадской компании инженеры Simmakers разработали модель виртуальной примерочной. С существующими на рынке аналогичными проектами дополненной реальности идея Simmakers не конкурирует. «Одежду примеряете не вы, а ваше виртуально «я», над созданием которого и трудится система. С загруженных видео или фото программа считывает необходимые метрики пользователя, которые отправляет в «мозг» системы. Она конструирует виртуальный манекен, после чего вы можете выбрать из каталога нужный предмет одежды», — объясняет Валерий. Программа Simmakers оцифровывает параметры вещей, представленных в магазине, и соединяет изображения так, чтобы вещи в виртуальном мире сидели на вашем 3D-двойника так же, как в реальности.

Программное обеспечение Sim­makers работает и в сфере медицины. Система подсоединяется к прибору, который сканирует тот или иной орган пациента, получает и обрабатывает необходимые метрики. На основе этой информации программа проецирует на экран 3D-изображение исследуемого органа в реальном времени. «Часто пациент не до конца понимает диагноз, который выносит врач на приёме. Благодаря нашему проекту больной может увидеть собственными глазами, где именно находится опухоль, и понять, насколько это опасно», — говорит Коваленко.

Похожую систему Simmakers разработала для усовершенствования методов томографии. По словам Коваленко, в мире существует несколько методов исследования мозговой деятельности, но по отдельности они далеки от совершенства. Проект Simmakers объединяет все действующие технологии. «Мы интегрируем снимки головного мозга в одну систему, оцифровываем их и создаем модель, которая намного точнее отображает все нюансы исследования. Полезность такой диагностики возрастает во много раз», — рассказывает Валерий.

По мнению представителя Sim­makers, о масштабных проектах в области виртуальной реальности на отечественном рынке речи пока нет. Коваленко предполагает, что потенциальными покупателями подобных технологий могут стать крупные игроки из нефтегазовой сферы. «Сейчас активно обсуждается система так называемого виртуального присутствия на заводе. Благодаря ей операторы могут заранее познакомиться с техническим оснащением фабрики. Следующий шаг в этом направлении — дистанционное обучение работников завода», — говорит Коваленко.

Сергей Топоров, инвестиционный менеджер венчурного фонда Leta Capital:

— Сегодня в нашем фонде звучала шутка: «Похоже, Марк Цуккерберг попросил Oculus Rift как игровое устройство, а остальной менеджмент, поняв его неправильно, купил целую компанию. Шутки шутками, но, возможно, сделка привлечёт большее внимание венчурных инвесторов к проектам в сфере виртуальной реальности. Но вряд ли этот тренд будет столь же ощутим в России. Здесь единицы стоящих разработок в этой области. Возможно, это связано с тем, что разработка и продвижение таких продуктов стоят дорого, а клиентов, которые были бы готовы платить за них, — не так много. За рубежом, например, появляются технологии съёмки с панорамой 360°, которые могут быть востребованы игроками киноиндустрии, но в России для таких разработок вряд ли есть достаточный объем рынка.

Василь Закиев, cооснователь «Навигатор кампус» (технопарк для стартапов в сфере робототехники и электроники):

— Виртуальная реальность, когда она станет технически приемлемого качества и адекватной стоимости, определённо произведёт прорыв в развлечениях, общении, обучении и, возможно, даже в том, как мы работаем. В России есть множество проектов на эту тему, но, как и во всём мире, они упираются в сложность симуляции чувственных ощущений. Ведь глаза — это единственный орган, который нужно поместить в виртуальную реальность для «погружения». Думаю, одна из перспективных сфер применения дополненной реальности — общение. Ещё не придумана соцсеть, которая станет доступна людям с появлением виртуальной реальности. Также обучение и работа. Необходимость перемещать своё тело для работы или получения образования станет ещё меньше. Соответственно, это в свою очередь окажет влияние на транспорт, спрос на жильё и (если прогнозировать) будет способствовать деурбанизации нашей цивилизации.

Вячеслав Воронов, директор департамента профессиональных сервисов компании Global TechInnovations:

— Сегодня в России не наблюдается слишком активных инвестиций в проекты виртуальной реальности. Даже дополненная реальность на российском рынке недофинансирована, на мой взгляд. Есть проблема с созданием адекватной картинки — нет качественной и недорогой технологии создания изображений прямо в воздухе, пока это возможно только на базе экранов различных типов (очки, смартфоны, телевизоры). Если эти технологии станут удобными и массовыми, венчурный капитал активно будет идти в данный сегмент. Пока это удел крупных компаний.

На глобальном рынке в виртуальной реальности могут быть перспективны такие ниши, как симуляторы процессов и «виртуальные миры» (в их числе — игры). За рубежом, кстати, виртуальные игры становятся своего рода «реальностью» для увлечённых людей. Это даёт возможность развития внутреннего пространства таких миров, в том числе для создания вполне реального бизнеса и его монетизации: например, продавать виртуальные аксессуары, одежду, жильё и т. д. для персонажей. Думаю, виртуальная реальность будет всё больше востребована и для маркетинговых активностей — тех, которые вкраплены в реальную жизнь как элемент — 3D-плакаты и билборды, устройства в магазинах. 

2014-04-02, РБК daily, Елена Краузова, Валерия Житкова.


Ключевые слова: 3D, стартапы, виртуальная реальность, дополненная реальность, Global TechInnovations, Leta GIV

02.04.2014
Бизнес за гранью бытия: российские стартапы развивают технологии виртуальной реальности
01.04.2014
Вся правда о жизненном цикле стартапов
01.04.2014
Анализируй это. 5 новых звёзд искусственного интеллекта
21.03.2014
Sequoia Capital поможет брендам продвигаться в соцсетях
18.03.2014
«Яндекс» купила израильский геолокационный стартап KitLocate
14.03.2014
Зачем зарабатывать? 5 путей к богатству для проектов без денег
13.03.2014
Pulsar Venture набирает технологические стартапы в свою программу акселерации
13.03.2014
Инновационные очки дополненной реальности Lumus: достойный конкурент Google Glass
13.03.2014
Leta Capital примет участие в StartupСабантуе 2014
12.03.2014
Российский стартап Oriense стал призёром конкурса StartUp Cup
11.03.2014
Как инвесторы пытаются добиться синергии своих проектов
11.03.2014
Создан бизнес-инкубатор для «выращивания» стартапов из разработок РАН
05.03.2014
Валютные волны: предприниматели и инвесторы не боятся падения рубля
05.03.2014
Инжиниринговые стартапы получат от государства субсидии на 3 млрд рублей
03.03.2014
Почему ошибки инвесторов опаснее ошибок стартаперов

Оставьте комментарий к статье
Автор комментария
Введите контрольные цифрыВведите контрольные цифры

Это интересно
Социальные сети

 Инвестиции. Инновации. Бизнес. Помогаем зажечь звезды.

 Инвестиции. Инновации. Бизнес.

 МЫ
ВКОНТАКТЕ
 МЫ В LIVEJOURNAL
Смотрите также: